КАК НАПИСАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ?

 

Общие рекомендации по написанию отчета

Аналитический отчет о деятельности учителя должен содержать описание и анализ результатов профессионально-педагогической деятельности педагога за последние три года. Он является наиболее значительным по объему документом в конкурсном пакете претендента на получение денежного вознаграждения в конкурсе лучших учителей ПНПО.

Различие между справкой и отчетом в контексте данного конкурса определяется только характером авторства. Аналитическая справка готовится заявителем или по его поручению иными лицами, а аналитический отчет - самим претендентом. Соответственно, в первом случае текст излагается от третьего лица («Учитель добился... Он (она) умеет... Ее ученики»), во втором - от первого лица («Я добилась... Я умею... Мои ученики»). Во всех остальных конкурсных отношениях справка и отчет совершенно равносильны.

Аналитический отчет - не только самый большой по объему документ конкурсного пакета, но и самый сложный по структуре и наиболее разнообразный по содержанию. Наряду с обычным текстом он, как правило, включает различные иллюстрации, схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие элементы, предназначенные для того, чтобы более наглядно и убедительно представить содержание и результаты деятельности претендента.

Отчет должен не только представить результаты профессиональной деятельности претендента, но и убедительно продемонстрировать их значительность. Достичь этого невозможно без профессионального анализа и оценки представляемых количественных и качественных данных. К сожалению, авторы отчетов нередко забывают, что готовят не просто отчет, а аналитический отчет. Обилие цифр, которые никак не комментируются, таблиц, графиков и диаграмм само по себе убеждает плохо. Иногда оно может привести к эффекту, диаметрально противоположному ожидавшемуся. Отсутствие грамотных профессиональных пояснений и комментариев к приводимым фактам, явной логико-содержательной связи между различными элементами содержания отчета, к примеру, основным текстом, таблицами, иллюстрациями и т.д. затрудняет восприятие отчета и может быть квалифицировано как следствие низкой аналитической и рефлексивной культуры автора. Мало представить результаты, их надо прокомментировать, проанализировать и оценить.

Другая крайность, которой также необходимо избежать при подготовке отчета, - обилие общих рассуждений на различные педагогические темы, голословных заявлений, расточение похвал и дифирамбов в адрес претендента как следствие скудности конкретных документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о его профессионально-педагогической незаурядности. Аналитический отчет в контексте конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения - не курсовая или дипломная работа по педагогическим специальностям и не так называемое «обобщение педагогического опыта». Поэтому в нем не приветствуются ни пространные теоретические рассуждения, ни развернутые описания используемых педагогических методик (методов, форм, средств, приемов). Разумеется, совершенно обойти вниманием во­прос о том, какие именно педагогические подходы, дидактические системы и конкретные методики использует учитель в своей повседневной работе, также нельзя. Их достаточно назвать или в случае необходимости кратко охарактеризовать, используя при этом не более чем 10-15 предложений. Важнее продемонстрировать причинно-следственную связь между тем, что и как делает учитель, и теми результатами, которые являются основанием выдвижения его претендентом на денежное поощрение.

И последний по счету, но не важности стратегический ориентир при подготовке отчета - безуслов­ная его достоверность. В отчет можно включить только проверенные и, как правило, документально подтвержденные данные. Достоверность отчета означает не только отсутствие в нем ложных или непроверенных сведений, но и полноту представления всех известных и доступных сведений, характеризующих содержание и результаты деятельности претендента с точки зрения критериев конкурса. Ведь, как известно, полуправда ничуть не лучше откровенной лжи. Умышленное сокрытие «неудобных» данных рано или поздно будет обнаружено, и тогда ни претенденту, ни тем, кто подготовил для него полуотчет, не избежать обыкновенного человеческого стыда, отчуждения коллег и неприязни собственных учеников. Победа должна быть честной!

Необходимость характеристики используемых подходов (методик и пр.) возникает обычно в тех случаях, когда учитель тем или иным образом их модифицирует (дополняет, изменяет, иначе расставляет акценты и т.д.).

Каких-либо обязательных требований к структуре отчета, представляемого учителем - претендентом на получение денежного поощрения в рамках ПНПО, не установлено. Автор волен выбрать любую логику и структуру организации текста отчета, позволяющие наилучшим образом донести его содержание. Однако сложилась определенная традиция формирования структуры отчета, основными компонентами которой являются:

-          титульный лист;

-          оглавление (содержание) отчета;

-          основной текст, делящийся на разделы, как правило, соответствующие критериям конкурсного отбора;

-          приложения (в случае необходимости).

Рассмотрим более подробно эти структурные компоненты отчета.

Титульный лист

На лицевой стороне титульного листа отчета, в верхней части его части, приводят полное наименование образовательного учреждения, в котором работает претендент (см. образец). Ниже располагаются грифы утверждения и/или согласования отчета, оформляемые согласно ГОСТ Р 6.30-2003.

Отчет утверждается заявителем или руководителем образовательного учреждения, если заявителем выступает педагогический совет учреждения. Утверждение отчета означает, что лицо, поставившее здесь свою подпись, гарантирует должную полноту и достоверность всего содержания отчета.

Согласование отчета может осуществляться с руководителем образовательного учреждения, если заявителем выступает иное лицо, профессиональным сообществом учителей-предметников муниципального (регионального) уровня, другими организациями и учреждениями. Согласование отчета означает, что лица, поставившие здесь свои подписи, подтверждают полноту и достоверность отчета. Если для размещения всех сведений о согласовании недостаточно места на лицевой стороне титульного листа, то их можно перенести на оборотную сторону листа.

В центральной части лицевой стороны титульного листа размещаются сведения об авторе (авторах) и заглавие документа. Если автором документа является сам претендент, то указываются его фамилия, имя и отчество, должность и место основной работы, а также заглавие отчета. Имя автора на титульном листе всегда приводится в именительном падеже в следующей последовательности:

1) имя;

2) отчество;

3) фамилия.

Имя и отчество могут указываться как полностью, так и в сокращенном виде - инициалами. Форма указания (полная или сокращенная) выбирается самим автором.

Если автором (авторами) документа является заявитель или другие лица, кроме самого претендента, то имя автора (соавторов) можно перенести на оборот титульного листа, а в заглавии указать имя претендента.

В нижней части титульного листа указываются место и год составления отчета. Местом составления отчета считается населенный пункт, в котором находится образовательное учреждение, яв­ляющееся основным местом работы претендента. Название населенного пункта должно соответствовать тому, которое присвоено ему в официальных справочниках административно-территориального деления. Год составления отчета указывается арабскими цифрами без прибавления слова «год» или «г.».

 

Оглавление

Оглавление следует поместить сразу после титульного листа. Назначение оглавления состоит в создании общего представления о структуре отчета. Поэтому, с одной стороны, оглавление должно быть достаточно информативным, с другой -не слишком детализированным, распыляющим внимание читателя.

В оглавлении приводятся заголовки всех основных (существенных) разделов отчета, в том числе приложений, и указываются номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в основном тексте не рекомендуется.

Все заголовки оглавления начинаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Заголовки одинаковых уровней рубрикации необходимо оформлять одинаковым шрифтом и располагать на одинаковом удалении от левого края страницы. Заголовки каждой последующей низшей ступени рубрикации смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей высшей ступени.

ГОСТ 7.32 допускает, что в отчете объемом не более 10 страниц оглавление может отсутствовать.

Основная часть

Основной текст отчета обычно делится на разделы или на разделы и подразделы. Наиболее распространенным основанием для деления текста является перечень критериев конкурсного отбора, т.е. каждому критерию соответствует определенный раздел текста. Тем не менее, как указывалось выше, автор или авторы отчета вправе структурировать текст по разделам по иным основаниям.

Судя по опыту прошедших конкурсов, часть авторов отчетов в качестве заголовков разделов используют формулировки критериев отбора без всякой редакционной правки. Но не во всех случаях это оправданно. Формулировки таких критериев, как «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта...», «Участие в профессиональных конкурсах» или «Повышение квалификации», действительно, годятся в качестве заголовков без какой-либо правки, поскольку указывают на направление профессиональной деятельности претендента, содержание и результаты которой в данном разделе будут раскрыты. А вот формулировка такого критерия, как «Позитивная динамика учебных достижений обучающихся...» и ей подобные, в качестве заголовков разделов отчета, во-первых, существенно отличаются от предыдущих по логическому основанию; во-вторых, могут восприниматься как слишком «эмоциональные», можно даже сказать, тенденциозные.

Разделы отчета и, соответственно, их заголовки следует формировать по одному и тому же логическому основанию. Если таким основанием выбрано направление (вид) деятельности, то оно должно выдерживаться от начала до конца отчета. При общей ориентации на критерии конкурсного отбора примерные формулировки заголовков разделов могут выглядеть следующим образом:

-          «Учебно-воспитательная работа в классе»;

-          «Внеклассная работа по преподаваемому предмету»;

-          «Классное руководство» или «Выполнение функций классного руководителя»;

-          «Использование современных образовательных технологий»;

-          «Обобщение и распространение педагогиче­ского опыта»;

-          «Участие в профессиональных конкурсах»;

-          «Повышение квалификации»;

-          «Приложения».

В отношении приведенного перечня разделов отчета стоит заметить, что наиболее проблематичным в нем является выделение в качестве самостоятельного такого раздела, как «Использование современных образовательных технологий». Дело в том, что современные образовательные технологии используются практически во всех сферах деятельности педагога: в урочной и во внеклассной работе, при выполнении функций классного руководителя и участии в методической работе. Раскрывая содержание этого раздела, можно столкнуться с затруднениями, обусловленными, например, ощущением фактического дублирования содержания других разделов. Соответственно, возникают мучительные вопросы о том, какие результаты педагогической деятельности следует привести в первом («Учебно-воспитательная работа в классе») или других разделах, а какие преподнести в разделе «Использование современных образовательных технологий» - как собственно результаты использования новых образовательных технологий.

область деятельности, а собственно критерий оценки результаты использования новых образовательных технологий.

Если использование тех или иных современных образовательных технологий (СОТ) пронизывает всю деятельность претендента, то лучше говорить об этом сразу в соответствующем месте - будь то внеурочная работа по предмету, распространение опыта или что-то еще. Если же освоение и использование СОТ является самостоятельным направле­нием деятельности претендента, к примеру, ограниченным рамками определенного педагогического эксперимента, то целесообразно подать их в виде отдельного раздела.

Но какой бы вариант ни избрали авторы, необходимо помнить, что в отчете в целом и каждом разделе в частности они представляют то понимание содержания и результатов педагогической деятельности, которое характеризует данного претендента. Очевидно, что победы в конкурсе в большей степени заслуживают учителя, для которых поня­тия «результаты профессиональной деятельности», «качество образования» не сводятся к пресловуто­му проценту успеваемости или количеству хороших и отличных отметок по итогам ЕГЭ. Современное понимание качества образования и педагогического профессионализма гораздо шире и глубже, а что именно в этой связи свойственно претенденту и надо раскрыть авторам отчета.

В контексте конкурса нет смысла приводить полный перечень оцениваемых экспертами результатов или областей (мест) их возможного проявления. Правда, в последующем изложении будут приведены перечни видов результатов (показателей и т.д.), которые должны быть освещены в отчете. Но к ним следует относиться как к минимально обязательным. Если деятельность претендента богаче по содержанию и результатам, чем эти перечни, то авторам отчета следует смело выходить за их рамки.

Учебно-воспитательная работа в классе

Содержание этого раздела отчета должно представить целевые ориентиры и теоретико-методические подходы, которых придерживается претендент в преподавании учебного предмета (его профессиональную индивидуальность в этой обла­сти), а также обусловленную ими результативность его работы. Результативность раскрывается, главным образом, через учебные достижения обучающихся и оценивается путем установления характера их динамики.

В образовательном учреждении, ориентированном на традиционный подход к пониманию учебных достижений, последние выражаются, как правило, такими показателями качества обучения, как:

-          общая успеваемость - число обучающихся, аттестованных на «удовлетворительно» и выше, в процентах к общему числу обучающихся;

-          качественная успеваемость («качество знаний») - число обучающихся, аттестованных на «хорошо» и «отлично», в процентах к общему числу обучающихся.

В некоторых школах получил распространение и такой показатель, как уровень обученности, призванный дать более точную и содержательную оценку качества обучения, нежели предыдущие показатели. Он определяется по специальной формуле на основе соотношения числа обучающихся, аттестованных на «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

Фактические данные, отражающие динамику этих показателей, приводят за последние три года или меньшее число лет, если полный курс по предмету, который ведет претендент, рассчитан меньше чем на три года, к примеру, химия в основной школе и все учебные предметы в старшей школе.

Особую ценность имеют данные, полученные в результате независимой (внешней) оценки достижений обучающихся, т.е. не самим учителем, а администрацией школы, представителями вышестоящих инстанций, государственными аттестаци­онными службами. Такие данные могут быть получены по результатам ЕГЭ и других аттестационных процедур.

Если авторы отчета располагают необходимыми данными, то дополнительно следует осветить и такие достаточно традиционные показатели, как:

-          увеличение числа обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах (конкурсах) на уровне учреждения;

-          увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых обучающимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме (индивидуальные и групповые проекты, учебные исследования и др.);

-          рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета).

Достоверность данных по большинству перечисленных показателей может быть подтверждена существующей учетно-отчетной документацией (классными журналами, справками по результатам инспекторских проверок, экзаменационным протоколами и др.) Наиболее вероятной проблемой, по всей видимости, может оказаться документальное подтверждение данных о числе обучающихся, принимавших участие в школьных предметных олимпиадах. К сожалению, во многих школах отсутствуют документально оформленные сведения обо всех участниках олимпиады. В лучшем случае удается обнаружить приказ по учреждению об объявлении победителей олимпиады.

Рост мотивации (интереса) к изучению предмета подтверждается результатами регулярного анкетирования обучающихся и их родителей. Желательно, чтобы оно проводилось педагогом-психологом, социальным педагогом или иными работниками школы, непосредственно не связанными с преподаванием данного учебного предмета.

Но, как уже подчеркивалось выше, содержание раздела отчета, посвященного результативности учебно-воспитательной работы, не должно ограничиваться только перечисленными показателями.

Необходимо, чтобы оно отражало всю широту и глубину понимания претендентом целей и содержания образования. В нем следует представить данные по всем значимым показателям, характеризующим учебные достижения обучающихся.

В первую очередь, это касается понимания содержания понятия «образование». Хороший учитель, например, не считает, что на уроках есть время только для обучения, а воспитывать детей должен классный руководитель и заместитель директора по воспитательной работе на внеклассных мероприятиях. Он, как минимум, рассматривает процесс своего преподавания как единство обучения и воспитания и в этой связи стремится добиться не только усвоения предметного материала. Так, возможно, что претендент исповедует компетентностный подход к образованию и уделяет большое внимание в ходе своих уроков формированию и развитию надпредметных знаний и умений, не всегда учитываемых в так называемых «отметках по предмету».

Внеурочная деятельность по учебному предмету

Внеурочная работа по предмету может включать в себя:

-          ведение предметных кружков (секций, факультативов);

-          руководство индивидуальными и групповыми проектами обучающихся (учебными, учебно-иссле­довательскими и другими проектами в соответствующей предметной области);

-          подготовку отдельных обучающихся к участию в предметных олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;

-          индивидуальную работу со слабоуспевающими школьниками;

-          организацию и проведение предметных дней (недель, декад и т.д.) и иных массовых мероприятий, связанных с преподаваемым предметом и др.

Соответственно, результативность этой работы может отражаться такими показателями, как:

-          число обучающихся, систематически посещающих предметный кружок (факультатив);

-          число обучающихся, успешно выполнивших (осуществивших) предметные проекты; качество выполнения данных проектов;

-          число обучающихся, принявших участие в различных конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней;

-          число обучающихся, занявших призовые места в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного);

-          уменьшение числа слабоуспевающих;

-          изменение характера мотивации (рост интереса) к изучению предмета и т.д.

Все приводимые здесь и в других разделах отчета данные должны быть документально подтверждены журналами, списками, протоколами, грамотами, дипломами, приказами и т.д.

Требование наличия документального подтверждения не означает, что все перечисленные документы или их копии должны быть приложены к отчету в буквальном смысле. Вполне достаточно того, чтобы эти документы в принципе имелись в наличии, в распоряжении претендента, и были доступны в любой момент, если конкурсная комиссия и эксперты сочтут необходимым убедиться в достоверности представленных в отчете данных.

С другой стороны, очевидно, что ни одну цифру, факт или утверждение не стоит включать в текст отчета, если их нечем документально подтвердить. В самом тексте должны быть, по возможности, указаны все конкретные документальные источники, на основании которых приводятся те или иные данные. Ссылки на эти источники необходимо оформить так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро найти.

Выполнение функций классного руководителя

Следует заметить, что в первоначальном варианте Правил проведения конкурса наличие классного руководства объявлялось условием самого участия в конкурсе, т.е. лица, не являющиеся классными руководителями, просто не допускались к конкурсу. В ныне действующей редакции Правил это ограничение отсутствует. Но в перечне критериев конкурсной оценки, на основе которых осуществляется определение рейтинга претендентов и, соответственно, победителей, критерий результативности выполнения функций классного руководителя сохраняется.

По сути дела, это означает, что у претендентов, имеющих «под рукой» класс, шансов на победу в конкурсе значительно больше, чем у остальных. Некоторые считают такой расклад несправедливым, но торопиться соглашаться с ними не стоит. Одним из важнейших концептуальных оснований конкурса является принцип учета разнообразия и объема будничной педагогической работы, выполняемой претендентом. Если какой-либо претендент выполняет больше работы, например, не только преподает предмет в классе, но и разрабатывает новые средства обучения, обобщает и распространяет педагогический опыт, участвует в профессиональных конкурсах и, наконец, осуществляет классное руководство - он в большей степени заслуживает поощрения, чем тот, который ограничивается меньшим.

Таковы действующие правила конкурса, и с этим надо считаться. В конце концов, претендент, «свободный» от классного руководства, имеет фактически больше возможностей добиваться более впечатляющих результатов в других областях профессиональной деятельности и тем самым возмещать потерю конкурсных баллов по критерию, связанному с классным руководством.

Итак, в случае отсутствия классного руководства, этот раздел можно пропустить, а в противополож­ном случае - исходить из того, что в первую очередь следует хотя бы в нескольких предложениях охарактеризовать общее и особенное в профессиональном подходе претендента к выполнению функций классного руководителя, содержание его руководства классом.

Логичным продолжением этого станет представление результатов этой работы, которые могут выражаться:

-          в создании и поддержании благоприятного психологического климата в классе (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности);

-          в осуществлении постоянного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся;

-          в отсутствии правонарушений среди обучающихся или в положительной динамике по этому показателю;

-          в развитии самоуправления в классе (достижении определенного качественного уровня его развития);

-          в активном участии учащихся в жизни образовательного учреждения;

-          в участии школьников в решении проблем местного социума (социальной активности класса).

Кроме того, классный руководитель имеет отношение к обеспечению занятости обучающихся во внеурочное время («каждому нашел дело по душе»); определению оптимальной формы освоения образовательной программы учеником («каждому помог выработать индивидуальный учебный план»); и даже отсутствию неуспевающих в классе («научил учиться»).

Вместе с тем необходимо признать, что с точки зрения наличия документального подтверждения результативность выполнения функций классного руководителя наиболее проблематична. Во многих школах соответствующая документация не ведется или оформляется ненадлежащим образом. Так, приказы об итогах общешкольных мероприятий часто содержат названия только классов, объявленных победителями. Остальные классы, даже активно участвовавшие в мероприятии, могут и не упоминаться. Практически невозможно найти какие-либо документы, свидетельствующие о достигнутом уровне развития самоуправления в конкретном классе или характере взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся.

Конечно, это затруднение не является принципиально непреодолимым. Документами, подтверждающими результативность работы претендента в качестве классного руководителя, могут стать утвержденные в установленном порядке - руководителем учреждения - отчеты разных специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и др.) о проведенных плановых и внеплановых обследованиях классов, опросах (анкетировании) обучающихся, их родителей, педагогических работников; справки о результатах проверки состояния работы в классе, составленные различными должностными лицами образовательного учреждения. Все эти работы, действительно, выполняются, и тексты, посвященные их ходу и результатам, на самом деле пишутся. Беда многих школ заключается лишь в том, что эти тексты не оформляются как документ. Остается сделать это согласно действующим нормам и правилам делопроизводства и со спокойной совестью использовать при подготовке отчета претендента.

Использование современных образовательных технологий

Как уже говорилось, вопросы, связанные с использованием современных образовательных технологий (СОТ), могут быть рассмотрены в самостоятельном разделе или распределены по другим разделам. Если авторы отчета выбирают второе, то для облегчения восприятия и адекватной оценки экспертами содержание разделов в части использования СОТ следует определенным образом выделить.

Выделение вопросов использования СОТ в самостоятельный раздел отчета целесообразно в тех случаях, когда претендент отчетливо различает в своей деятельности ситуации, в которых он использует традиционные технологии, и ситуации, в которых он обращается к современным технологиям. Это может иметь место, например, когда учитель не «бросается с головой» в «инновационную пучину», а сначала внимательно изучает новые образовательные технологии, разрабатывает соответствующие средства обучения и воспитания, осторожно и ответственно экспериментирует с ними, тщательно анализирует и оценивает получаемые результаты, выявляет границы применимости новых технологий в собственной деятельности. Под таким углом зрения содержание данного раздела представляется посредством описания целей, содержания и результатов индивидуальной опытно-экспериментальной и учебно-методической работы по внедрению СОТ в образовательный процесс.

Само понятие «современные образовательные технологии» обозначает технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли (удельного веса) репродуктивной дея­тельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу СОТ можно отнести:

-          развивающее обучение;

-          проблемное обучение;

-          разноуровневое обучение;

-          коллективную систему обучения (КСО);

-          технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);

-          исследовательские методы в обучении;

-          проектные методы обучения;

-          технологию «Дебаты»;

-          технологию модульного и блочно-модульного обучения;

-          лекционно-семинарско-зачетную систему обучения;

-          технологию развития критического мышления;

-          технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр;

-          обучение в сотрудничестве;

-          информационно-коммуникационные техно­логии;

-          здоровьесберегающие технологии;

-          систему инновационной оценки «портфолио»;

-          технологию дистанционного обучения и др.

Основными показателями качества работы претендента в области использования СОТ могут быть:

-          использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения предмету, подтверждаемое открытыми учебными занятиями, лично разработанной электронной учебно-методической продукцией (цифровыми образовательными ресурсами), а также продуктами деятельности обучающихся;

-          использование проектных, исследовательских и других СОТ в процессе обучения предмету и воспитательной работе, подтверждаемое соответствующими продуктами деятельности обучающихся;

-          разработка и использование общественно признанной, т.е. успешно прошедшей профессиональную экспертизу, учебно-методической продукции по вопросам, связанным с применением СОТ, в т.ч. адекватных методик фиксации и оценивания учебных достижений обучающихся, новых контрольно-измерительных материалов и др.

Особо значимым в этом контексте является такой показатель, как результативность использования СОТ. Если вопросы, связанные с использованием СОТ, распределяются по другим разделам отчета, то, по всей видимости, о результативности их применения можно судить по данным, приведенным в этих разделах. Если тема СОТ рассматривается в отдельном разделе отчета, то тогда перед его авторами встает вопрос о том, есть ли на данный момент результаты, обусловленные использованием СОТ, как они соотносятся с результатами, приведенными в других разделах отчета, как их проинтерпретировать и подать.

И последнее замечание, связанное с проблематикой СОТ в общеобразовательных учреждениях. Многие учителя заявляют о том, что какая-то одна СОТ их не устраивает; у каждой есть как достоин­ства, так и недостатки. Поэтому они либо используют одну или даже несколько СОТ эпизодически, либо соединяют в процессе обучения и воспитания элементы разных СОТ. Строго говоря, любая технология - если это, действительно, законченная технология - не допускает произвольного изъятия из нее отдельных элементов и внедрения вместо них элементов, взятых из другой технологии. Нельзя утверждать, что это абсолютно невозможно, но образовательная технология, в том числе тра­диционная, является системным образованием, в котором все элементы (цели, содержание, методы, формы и средства) тесно связаны друг с другом. И поэтому механическая замена одного компонента системы другим, заимствованным извне, без адаптации нового компонента к той системе, в которую он внедряется, или без внесения необходимых изменений в остальные элементы этой системы - признак непрофессионализма и педа­гогической безответственности.

Заявляя об интегрировании и использовании элементов разных образовательных технологий, важно убедиться самому и заручиться поддержкой профессионального сообщества в отношении того, что отобранные элементы принципиально совместимы друг с другом и в своей совокупности могут обеспечить требуемый результат. В противном случае мы будем сталкиваться с буквально анекдотическими примерами вроде такого: «Свободная дискуссия на уроке как основной метод изучения курса «Черчение» в основной школе».

Обобщение и распространение педагогического опыта

Формируя содержание этого раздела, следует иметь в виду, что в рамках конкурса лучших учителей ПНПО учитываются достижения претендента на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях. При этом деление по перечисленным уровням имеет смысл только в отношении распространения опыта. Обобщение же опыта всегда осуществляется только на одном уровне - интеллектуальном (рефлексивно-аналитическом).

Обобщение педагогического опыта - не простое описание того, что и как делает претендент в классе и за его пределами, пусть даже очень точное и полное. Самое подробное описание не в состоянии решить главную задачу - передать опыт другим, поскольку это невозможно сделать в принципе. Передать можно только идею (концептуальную схему, теоретическую модель, методику и т.п.), которая составляет сущность данного опыта. Однако идею надо сначала выделить из опыта, осмыслить и зафиксировать в той или иной форме. В этом и заключается рефлексивно-аналитическое действие, которое получило название «обобщение конкретного педагогического опыта». При этом под конкретным педагогическим опытом надо понимать опыт работы конкретного педагога.

Продуктом обобщения опыта в контексте конкурса ПНПО является соответствующий научно-методический (учебно-методический) текст, зафиксированный на любом материальном носителе (бумажном, электронном или др.) и обнародованный в установленном порядке.

В связи с вышесказанным содержание данного раздела отчета может состоять из двух частей. В первой части представляется перечень продуктов обобщения собственного педагогического опыта, приведенное претендентом с предельно краткой характеристикой каждого продукта. Во второй части указываются сведения о распространении опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Данные о распространении опыта отражают объем и характер активности претендента в данном направлении. Основными формами распространения опыта являются:

-          проведение мастер-классов (открытых занятий) и авторских семинаров;

-          систематическая работа с молодыми коллегами (наставничество, шефство, руководство педагогической практикой студентов);

-          участие с докладами на семинарах, совещаниях и конференциях;

-          научно-методические публикации в региональных изданиях и банках педагогической информации.

Документальным подтверждением распространения опыта являются планы работы и протоколы заседаний методических объединений; видеозаписи мастер-классов; опубликованные про­граммы и материалы семинаров, конференций, совещаний, публикации в журналах, сборниках, на веб-сайтах и пр.; научно-методические труды и монографии.

Участие в профессиональных конкурсах

Сам факт участия в каком-либо профессиональном конкурсе независимо от достигнутого результа­та определенно свидетельствует в пользу претендента. В связи с этим в указанном разделе необходимо привести данные о всех случаях личного участия претендента в конкурсах муниципального и более высокого уровней.

При этом следует обратить внимание на два момента. Во-первых, в этом разделе речь идет только о профессиональных конкурсах, в которых участвовал лично претендент, а не его ученики, образовательное учреждение или отдельное структурное подразделение учреждения, в котором он работает.

Во-вторых, учитывая реальную ситуацию, обусловленную правилами проведения многих профессионально-педагогических конкурсов в Российской Федерации и ее субъектах, в отчете разрешается привести требуемые данные не только за последние три года - как во всех предыдущих разделах, а за весь период педагогической деятельности.

Содержание данного раздела может быть представлено, например, с помощью таблицы, включающей полное наименование конкурса, срока и места его проведения, полного наименования организатора конкурса и результата участия в нем претендента (место, рейтинг, характер награды).

Если по условиям конкурса требовалось представить определенную конкурсную работу в письменном или ином овеществленном виде (учебный фильм, электронный образовательный ресурс и т.п.), то необходимо охарактеризовать представлявшуюся работу (область применения, вид, тема или название). В случае недостаточности места в таблице характеристика конкурсных работ может быть приведена в комментариях (пояснениях) к таблице.

Сведения об участии в конкурсах различного уровня следует приводить, группируя их следующим образом:

1) муниципальные конкурсы;

2) межмуниципальные конкурсы;

3) региональные конкурсы;

4) межрегиональные конкурсы;

5) федеральные конкурсы;

6) международные конкурсы.

Внутри каждой группы конкурсы перечисляются в хронологической последовательности.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, учитывая установленную действующими нормативными актами периодичность повышения квалификации, приводятся за последние пять лет и включают:

-          наименование образовательной программы повышения квалификации (тему) и ее объем (количество часов);

-          наименование образовательного учреждения, реализующего данную образовательную программу, и место его нахождения (название города);

-          форму освоения образовательной программы (курсы: очные, заочные, дистанционные; стажировка; самообразование);

-          дату и номер документа о повышении квалификации.

Последовательность перечисления освоенных программ повышения квалификации определяется авторами отчета. Как правило, используется хронологический порядок изложения сведений.

Сведения о профессиональной переподготовке (освоении новых профессий) приводят отдельно по примерно той же схеме, за двумя исключениями: вместо наименования образовательной программы указывают наименование специальности, а вместо формы освоения - присвоенную квалификацию.

В этом же разделе следует привести данные о послевузовском образовании (обучение в аспирантуре или докторантуре, соискательство и др.), а также о присвоении ученой степени и/или звания.

Приложения к отчету

В качестве приложений к отчету могут быть представлены копии документов, списки обучающихся с указанием их достижений, фрагменты ранее опубликованных научно-методических и учебно-методических материалов, фотографии, образцы работ обучающихся, упоминаемых в основном тексте, рецензии, отзывы, справочная и другая вспомогательная информация.

При принятии решения о том, что следует приложить к отчету, надлежит руководствоваться сле­дующим: прикладывается то содержание, которое не является принципиально необходимым для по­нимания основного текста, но имеет выраженную ценность как доказательный и/или иллюстративно-справочный материал.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу сло­ва «Приложение» и иметь собственный заголовок (название). При наличии в отчете более одного при­ложения они нумеруются арабскими цифрами, например, Приложение 1.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, обознача­емыми следующим образом: (приложение 5).

Количество и объем приложений следует предельно минимизировать - не более 10-12 страниц, содержащих только наиболее важные материалы. Все материалы, на основании которых составлен отчет, претенденту необходимо сохранять у себя до полного окончания конкурса (объявления победителей) в готовности представить их по первому требованию конкурсной комиссии или экспертов, официально привлеченных для непосредственной оценки конкурсных материалов.

Приложения к отчету - в случае невозможности представить их содержание на листах А4 -могут быть оформлены и на листах большего формата (А2 или АЗ). Листы большого формата складывают таким образом, чтобы они не выходили за пределы основного формата, и учитывают как один лист.