О результатах рейтинга методической работы общеобразовательных
учреждений в 2009- 2010 учебном году
Исчисление рейтинга методической работы общеобразовательных учреждений стало одной из составляющих муниципальной системы оценки качества образования. Её основная цель – исследовать в динамике изменения в методической работе каждого общеобразовательного учреждения и на этой основе оказывать помощь в принятии управленческих решений руководителям общеобразовательных учреждений (ОУ).
С помощью рейтинга оценивается методическая работа общеобразовательных учреждений, напрямую связанная с проблемой совершенствования квалификации педагогов, косвенно – с качеством образовательных услуг, оказываемых учреждением.
Рейтинг методической работы общеобразовательных учреждений формировался в течение всего учебного года, а его общий итог представлен в таблице (приложение 1).
Результативность методической работы каждого из общеобразовательных учреждений оценивалась методистами МОУ «Информационно-методический центр»
г. Калуги по критериям, объединенным в 5 блоков.
Количество суммарных баллов, набранных в результате оценки 11 критериев, колеблется в диапазоне от 131,9 (гимназия № 24) до 3 баллов (МОУ № 27).
В лидирующей десятке за 2009-2010 учебный год – муниципальные общеобразовательные учреждения № 24, 9, 36, 1, 5, 25, 10, 15, 46, 14 (указаны в порядке убывания). Приятно отметить значительно выросший уровень методической работы коллективов МОУ № 9, 14, 15, 22, 45, наблюдается небольшая положительная динамика в работе коллективов МОУ № 4, 8, 11, 20, 37, 42.
В течение 4-х последних лет прочно удерживают лидирующие позиции гимназия № 24, лицеи № 36, 48 (в текущем учебном году незначительное снижение), школы № 1, 10, 25, 46. Стабильно работающие коллективы МОУ № 5, 9, 10, 14, 17, 19, 50. Значительное снижение результатов методической работы произошло в МОУ № 2, 12, 27, 28, 30, 49, 51.
Последние 4 года завершают рейтинговую таблицу МОУ № 6, 27, 34, 37, 38, 39, 42.
К сожалению, ведущие школы от тех, что завершают список, отделяет слишком серьезное расстояние: от 122 до 129 баллов (приложение 3).
Прокомментируем некоторые показатели.
Вес критериев «Участие коллектива учреждения в эксперименте» или «Работа учреждения в качестве опорной площадки», «Постоянно действующий семинар на базе ОУ» оценен пятью и тремя баллами соответственно. В 2009 – 2010 учебном году 15 общеобразовательных учреждений работали над реализацией экспериментальных программ на муниципальном уровне. На региональном – эксперимент по апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (школы № 1, 49, лицей № 36); областные экспериментальные площадки - школы № 1, 7, 15. В текущем учебном году завершен эксперимент по теме «Школа, содействующая укреплению здоровья детей» школа № 26, школе присвоен статус опорной площадки (от 17.11.2009 № 12814-р Распоряжение Городской Управы города Калуги), «Интеграция медиаобразования с учебными предметами средней общеобразовательной школы как залог сохранения и укрепления здоровья» школа № 41 - материалы экспериментальной деятельности опубликованы.
Завершился с положительной оценкой городской эксперимент «Предшкольное образование» в 11 МОУ №№ 1, 5, 17, 21, 25, 31, 42, 43, 46, 48, 49. С 2010 года организация предшкольной подготовки переходит в штатный режим.
20 общеобразовательных учреждений имеют статус опорной площадки (далее - ОП)- школы №№ 1, 5, 10, 14, 16, 18, 23, 25, 26, 30, 35, 46, 49, 50, 51, гимназии № 9, 19, 24, лицеи № 36, 48 (приложение 2). Институт «опорности», прошедший становление в муниципальном образовательном пространстве за последние несколько лет, является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте. Систематическая работа по ознакомлению педагогической общественности города с инновационным опытом работы ОП становится более адресной, способствует созданию профессиональных контактов. В течение учебного года на базе опорных школ проведено 47 семинаров, 36 тематических консультаций, 8 мастер-классов. На базе трёх из них в течение года проходили постоянно действующие семинары для целевой аудитории по темам:
1.«Цифровые образовательные ресурсы для интерактивной доски» (школа № 5)
2.«Психологические особенности обучающихся подросткового возраста и их учет в условиях преемственности образования» (лицей № 36)
3.«Анализ урока в разных психолого-медико-педагогических аспектах» (школа
№ 46)
Благодарим за плодотворное взаимодействие с МОУ «Информационно-методический центр» г. Калуги заместителей директоров указанных учреждений, курирующих методическую работу.
Также в этом блоке оценивалось активное участие заместителей директоров по УВР, НМР в проводимом Управлением образования и МОУ «ИМЦ» г. Калуги постоянно действующем семинаре «Организация опытно-экспериментальной работы в ОУ».
В результате самыми успешными в работе по этому направлению стали школа № 1 – 18 баллов; школа № 49 - 13 баллов; школы № 5, 46, лицей № 36 – по 11 баллов.
Значимый блок методической работы - «Участие в профессиональных конкурсах» оценивает результативное участие в конкурсах как педагогов, так и общеобразовательных учреждений, причем баллы получают не только победители, но и претенденты (половину от суммы балла за определенный уровень). По-прежнему педагоги города активно принимают участие в конкурсе в рамках ПНП «Образование». В 2009/10 учебном году приняли участие в конкурсном отборе 29 педагогов из 17 общеобразовательных учреждений. Победителями стали 5 педагогов: Антонова М.В., школа № 26;
Милованова О.В., школа № 10; Белоусова Е.М., школа № 14; Иванов В.И., гимназия № 24; Кулачкова И.М., гимназия № 9; они «заработали» по 5 баллов для своего учреждения.
Самым масштабным муниципальным конкурсом профессионального мастерства педагогов по количеству участников является фестиваль-конкурс методических служб общеобразовательных учреждений г. Калуги. В 2009/2010 учебном году фестиваль проводился в третий раз. На участие в конкурсе школьных методических служб
в 2009/2010 учебном году заявилось 14 команд из 13 общеобразовательных учреждений города. Это школы №: 1, 3, 7, 10, 15, 17, 35, 46, 49, 50, гимназия № 19, лицеи № 36, 48 и муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» г. Калуги.
Победители принесли в копилку школы 3 балла, лауреаты-1,5 балла:
победитель - кафедра общественно-гуманитарных наук школы № 17;
лауреат - методическое объединение учителей начальных классов школы № 46;
лауреат - методическое объединение учителей начальных классов лицея № 36.
Необходимо подчеркнуть, что итоги фестиваля-конкурса – это не места и дипломы, а опыт методической работы общеобразовательных учреждений города, их стремление выйти на новые качественные показатели результативности учебно-воспитательного процесса.
По-прежнему одним из самых престижных является конкурс профессионального мастерства «Учитель года».
В 2009/2010 учебном году в конкурсе приняли участие 15 педагогов из 13 муниципальных общеобразовательных учреждений №№ 1, 2, 4, 7, 10, 13, 14, 15, 17, 21, 25, 36, 45.
Победители:
номинация «Поиск» - Коробкова Екатерина Александровна, учитель русского языка и литературы школы № 4;
номинация «Опыт» - Ульянова Софья Альбертовна, учитель информатики школы № 10.
Лауреаты:
номинация «Поиск» - Устинова Елена Юрьевна, учитель физической культуры лицея № 36;
Туркина Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы школы № 45.
номинация «Опыт» - Щербакова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы лицея № 36;
Шунько Елена Викторовна, учитель информатики школы № 14.
Учителя и руководители муниципальных общеобразовательных учреждений участвовали в разнообразных конкурсах педагогического мастерства федерального уровня: «Учитель года», «Мой лучший урок», «Управление современной школой» и др.
В итоге лучшими в данном критерии стали гимназия № 24, школы № 1, 10, 14, 17. Мы поздравляем Писаренко Т.С., директора школы № 23, победителя Всероссийского конкурса «Лучший молодой директор образовательного учреждения», Родину М.А., директора школы № 17, лауреата регионального этапа Всероссийского конкурса «Директор школы 2010».
При анализе различных профессиональных конкурсов очевидны положительные результаты, проявляющиеся:
- в обобщении и распространении опыта работы;
- в развитии взаимодействия и сотрудничества педагогов, объединенных общей творческой проблемой;
- в повышении престижа педагогической деятельности за счет презентации в СМИ опыта работы педагогов города.
Однако вместе с этим выявлены и недостатки:
- непредставленность в конкурсах профессионального мастерства учителей географии, музыки, физики, иностранного языка;
- недостаточная изученность творческого потенциала учителей ОУ.
Оценка уровня обобщения и распространения передового педагогического опыта на муниципальном уровне складывается из следующих показателей: проведение тематических семинаров, открытых мероприятий, публикации из опыта работы, а также учитывается посещаемость педагогами и администраторами проводимых городских методических мероприятий.
В течение года заместители директоров общеобразовательных учреждений города смогли посетить лекции ученых по следующим темам:
1.«Профессиональное мастерство учителя» Лектор: Поташник М.М., академик Российской академии образования, д. п.н., профессор.
2.«Управление воспитательным процессом в общеобразовательном учреждении» Лектор: Поляков С.Д., д.п.н., профессор Ульяновского педагогического университета.
3.«Организация поддерживающего образовательного пространства школы. Тактика деятельности классного руководителя» Лектор: Александрова Е.А., д.п.н., профессор, руководитель лаборатории продуктивного образования кафедры педагогики Саратовского государственного университета, ведущий сотрудник Института психолого- педагогических проблем детства РАО (г. Москва).
4.«Концепция воспитательной деятельности современного педагога» Лектор:
Савотина Н.А., д.п.н., РАО (г. Москва).
5.«Проектирование педагогической системы» Лектор: Горбунова Т.В., к.п.н., заведующая кафедрой психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием КГУ им. К.Э.Циолковского.
6.«Система воспитательной работы класса. Организация внеурочной деятельности учащихся начального и основного общего образования в рамках ФГОС» Лектор: Степанов П.В., к.п.н., главный редактор журнала «Спутник классного руководителя», автор-составитель разделов ФГОС НОО.
Для педагогов, активно внедряющих ИКТ в образовательную деятельность, методистами дистанционного обучения МОУ «ИМЦ» г. Калуги проведен постоянно действующий семинар «Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе».
Всего на муниципальном уровне было организовано и проведено 77 семинаров для учителей-предметников, заместителей и руководителей общеобразовательных учреждений.
Подготовлены и проведены семинары для заместителей директоров по воспитательной работе по проблемам воспитания и развития обучающихся:
- «Создание единого образовательного пространства, способствующего индивидуальному творческому развитию ученика в совместной деятельности школы и учреждений дополнительного образования детей» (школа № 3);
- «Создание педагогических условий для укрепления социального статуса учащихся, раскрытия их индивидуальных творческих ресурсов посредством вовлечения в публичные формы деятельности» (школа № 20);
- «Школа, воспитывающая историей» (школа № 6)
Наиболее востребованными учителями математики, русского языка и литературы, физики, информатики оказались семинары по методике подготовки к итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов; по новым образовательным технологиям, работе с мотивированными учащимися; по апробации и внедрению новых УМК, по распространению опыта работы в профильных классах. По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество семинаров, проводимых по инициативе общеобразовательных учреждений с рассмотрением теоретических вопросов заявленных тем и разнообразием форм урочной и внеурочной деятельности обучающихся (МОУ № 5, 9, 10, 16, 24, 25, 36, 45, 46).
В текущем учебном году отмечалось 150-летие со дня рождения А.П. Чехова, и эта дата не осталась без внимания учителей–словесников: был проведен семинар на базе школы № 45, прошел городской конкурс школьных проектов, посвященный юбилею
А.П. Чехова, в котором активное участие приняли педагоги МОУ №№ 1, 2, 4, 5, 6, 10, 12, 22, 23, 24, 26, 28, 43, представившие проекты по различной тематике. Победителями городского конкурса школьных проектов стали педагоги МОУ №№ 1, 4, 5, 23, 24.
Основными формами организации работы по распространению педагогического опыта и повышению квалификации учителей технологии, изобразительного искусства, музыки в 2009/10 учебном году были обучающие семинары, мастер-классы, открытые уроки, круглые столы, индивидуальные консультации - всего 15 образовательных мероприятий.
В 2009/10 учебном году наибольшую активность в подготовке методических мероприятий проявили педагоги школ № 5, 10, 33, 50, 51, гимназий № 9, 24, лицея № 48. По результатам рейтинга лучшие показатели у школ № 10, 33, гимназии № 9. Следует особо отметить открытые уроки Щудриной Л.Н., учителя изобразительного искусства школы № 10. Она провела для коллег 4 открытых урока, на которых продемонстрировала разнообразные возможности применения инструментария интерактивной доски.
Наряду с положительными тенденциями нужно отметить низкий уровень посещаемости педагогами технологии, изобразительного искусства и музыки городских методических мероприятий. Связано это, в первую очередь, с отсутствием у учителей единого методического дня, с отсутствием профессиональных объединений педагогов в МОУ.
Не посетили ни одного городского методического мероприятия учителя МОУ № 27, 29, 42, 43.
В 2010-2011 учебном году МОУ «Информационно-методический центр» города Калуги планирует создать городские методические объединения педагогов музыки, изобразительного искусства, технологии, информатики.
На сегодняшний день в 26 общеобразовательных учреждениях города функционируют научные общества учащихся (НОУ). Это МОУ №№ 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 29, 36, 45, 46, 48, 50, 51. Многие из них работают долгое время, есть и отличные результаты.
В 2009-2010 учебном году руководители школьных научных обществ смогли познакомиться с опытом работы коллег из школы № 29, гимназии № 19 – лауреата и победителя Фестиваля молодёжной науки – 2009 соответственно.
МОУ № 29 проведён семинар «НОУ как одно из средств повышения качества образования». Руководитель НОУ Синицына Е.А. представила систему работы с одарёнными детьми, рассказала о научно-исследовательской деятельности. ШНОУ «Мечтатели» имеет богатую историю, так как существует с 1968 года. В настоящее время в организации занимаются 30 учащихся. Не каждый из них работает над научно-исследовательским проектом, но каждый, что особенно важно, участвует в мероприятиях общества.
В гимназии № 19 проведен семинар «Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников». Всех присутствующих на семинаре заинтересовали выступления педагога-психолога Губановой В.В., рассказавшей о психолого-педагогическом сопровождении исследовательской деятельности школьников, заведующей школьной библиотекой Журавлёвой Т.В. Присутствующим были показаны результаты совместной деятельности учеников и учителей.
Опыт работы педагоги представляли не только на открытых уроках, семинарах, но и распространяли в печатных изданиях различного уровня: от газеты муниципальной методической службы до федеральных изданий. Хотя оценивать данный критерий было довольно сложно, т.к. не всегда широко распространяются в муниципальном педагогическом сообществе методические материалы, изданные общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Как всегда активно представляли опыт работы в федеральных и региональных изданиях педагоги гимназии № 9 Москвина О.А. и Типикина Е.Н., школы № 45 Волкова О.В., школы № 17 Воронина О.П. Серию уроков опубликовала в «Учительской газете» Клименко Е.А., учитель гимназии № 24, пополнив копилку гимназии на 32 балла.
Рейтинговый показатель «Участие в работе творческих групп при «ИМЦ» определяет качество участия педагогов в работе. Практически по всем предметным направлениям были сформированы и работали творческие группы, деятельность которых координировали и направляли методисты МОУ «Информационно-методический центр»
г. Калуги. Члены творческих групп принимали участие в разработке программ элективных курсов, заданий школьного этапа предметных олимпиад, по определению критериев оценивания письменных работ и устных ответов учащихся. Оценивалась в этом блоке работа педагогов в предметно-методических комиссиях. Наибольшее количество баллов за данный критерий у МОУ №№ 5, 8, 9, 25, 36, 48.
Творческая группа учителей технологии «Профессиональное самоопределение учащихся на уроках технологии» (учителя школ № 25, 26, лицея № 36), задача которой заключалась в изучении и отборе оптимального содержания учебного материала, форм и методик обучения; в определении тематики уроков, разработала цикл уроков по профориентации обучающихся. В следующем году члены творческой группы планируют разработать электронные учебные материалы.
На базе МОУ «ИМЦ» г. Калуги создана и будет работать с 2010-2011 учебного года творческая группа по теме «Деятельность учителя в условиях введения ФГОС нового поколения». Цель – организация работы методических объединений учителей начальных классов по подготовке к введению новых стандартов в общеобразовательных учреждениях города, отслеживанию промежуточных результатов введения, обмену опытом, далее – создание электронного пакета примерных программ по реализации ФГОС в начальной школе.
Представленный рейтинг отражает не столько методическую работу внутри общеобразовательного учреждения, сколько её проекцию на муниципальную образовательную среду, обеспечивая открытость, доступность положительных результатов педагогической практики.